Главная / Блог / Что такое финансовая подушка безопасности для вашего бизнеса и нужна ли она вам?

Что такое финансовая подушка безопасности для вашего бизнеса и нужна ли она вам?

24 июля 2020
Кассовые разрывы, нехватка оборотных средств, деньги, замороженные в дебиторке – частые истории, с которыми сталкиваются предприниматели. Причины этих событий могут быть очень понятными, например, контракты на условиях отсрочки платежа, а могут быть и не слишком прозрачными, но крайне неприятными – сбои в финансовом планировании, различные форс-мажоры, банкротство основных контрагентов и т.д. Для подстраховки продвинутые предприниматели создают подушки безопасности. Сегодня мы расскажем вам, что же это такое и как ее подготовить.

По сути, подушка безопасности – это кубышка, в которую необходимо откладывать денежные средства «на всякий случай» (а случаи, как мы с вами знаем, бывают разные). Для бизнеса такой кубышкой становятся либо активы, которые своим существованием приносят пассивный доход предпринимателю, например, недвижимость, акции, инвестиции, либо денежные средства, сохраненные на отдельном счету. Важно, чтобы средства «на подушке» были диверсифицированы, тогда они становятся гарантом финансовой безопасности для вас и вашего бизнеса. Второе важное условие – ваша подушка должна иметь возможность быстро и легко конвертироваться в денежные средства, поскольку они потребуются для поддержания бизнеса в периоды финансовой нестабильности, например, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Например, компании, имевшие подушки безопасности, смогли удержаться на плаву в период пандемии и вынужденных мер борьбы с ней.
Кстати, понятие финансовой подушки даже закреплено на законодательном уровне, и определяется в нормативных актах, как резервный фонд. Подробную информацию можно посмотреть в ФЗ-14.

Как понять, надо или нет создавать этот фонд именно вам? Нужна ли вашему бизнесу подушка безопасности?


Если в Уставе вашей компании прописано, что должен быть резервный фонд – значит он обязательно должен быть. Если это не прописано, то на ваше усмотрение, но мы рекомендуем его создавать.

Как создать резервный фонд?


Для начала пропишите необходимость создания резервного фонда и правила его пополнения и расходования в Уставе:
  • разработайте проект изменений Устава
  • проведите собрание участников
  • после одобрения – направьте пакет изменений в ЕГРЮЛ – для корректной регистрации изменений, создайте фонд.

После создания фонда, начинайте его пополнять согласно определенным вами правилам. Это могут быть ежегодные отчисления в определенном размере или какой-то процент от каждой полученной прибыли – собственник бизнеса и совет директоров (если таковые имеются) должны определить эти правила на этапе до внесения изменений в Устав.

Обратите внимание, что использовать средства фонда можно направить на определенный перечень мероприятий, закрепленных в Уставе, как правило, речь идет о покрытии убытка от деятельности компании в целом – т.е. в тех случаях, когда возникают обоснованные (что очень важно!) план-фактные отклонения в разрезе бюджетных показателей.

На заметку! Если у вашей компании любая организационно-правовая форма, кроме Акционерного общества, то по закону вы можете прописать более широкие возможности для расходования средств фонда (например, на модернизацию оборудования или другие варианты развития бизнеса), а также можете вообще не прописывать этот пункт. В этом случае, вы можете расходовать средства фонда тогда, когда считаете нужным. Но обычно, предприниматели так не поступают, и используют средства только при особых обстоятельствах.

Как отразить подушку в бухгалтерской отчетности?


С точки зрения бухгалтерского учета, резервный фонд (т.е. наша подушка безопасности) – это пассив. Все отчисления и расходы резервного фонда не забывайте учитывать на счете 82 «Резервный капитал».

Можно ли обойтись без подушки безопасности?


Конечно, не хочется откладывать деньги про запас. Особенно на старте или когда бизнес маленький – по сути денег не так уж и много, а тут еще и откладывать надо. Можно и не откладывать, но в этом случае мы советуем сразу наладить систему финансового планирования и бюджетирования. Вы должно четко понимать все даты, когда у вас планируются расходы и поступления, вести платежный календарь. Кроме того, мы советуем учитывать баланс контрактов с покупателями и поставщиками, дифференцировать системы расчетов, в т.ч. работать по договорам на условиях отсрочки платежа только с проверенными партнерами. Не забывайте о ежедневном мониторинге задолженности, как по вашим обязательствам, так и по долгам перед вами. И помните, учет, бюджет и постоянный контроль всех операций и планов – три ваших помощника для удержания бизнеса. 4м помощником может стать подушка безопасности – все же не откладывайте ее в долгий ящик, и начинайте формировать. Вносите отчисления на резервный фонд, пусть не с каждой прибыли, пусть не много – даже небольшие накопления помогут вам и бизнесу в будущем.
Поделиться в соцсетях

Выберите ближайший филиал
Астрахань
Владикавказ
Волгоград
Воронеж
Дербент
Екатеринбург
Залукокоаже
Ижевск
Казань
Краснодар
Махачкала
Москва
Нальчик
Нарткала
Нижний Новгород
Пятигорск
Самара
Санкт-Петербург
Ставрополь
Сызрань
Тамбов
Тольятти
Тула
Уфа
Хасавюрт
Ваш город верно?
Написать письмо
Имя
Телефон
E-mail
Ваш город
Ваше сообщение
Защита от автоматического заполнения
 
Введите символы с картинки*
Заказать звонок
Имя
Телефон
Ваш город
Защита от автоматического заполнения
 
Введите символы с картинки*