Как управлять дебиторкой во время пандемии? Часть 1
16 июня 2020
По данным агентства Nielsen на FMCG рынке (который, как многие считают, прирос во время пандемии) игроки фиксируют проблемы с платежной дисциплиной, она ухудшилась на 56%. Даже страшно представить, что происходит на других рынках, которые показали существенный спад во время пандемии и ограничительных мер. Поэтому сейчас предпринимателям, как никогда важно, сохранить устойчивость своей компании и минимизировать потенциальные риски из-за банкротств партнеров.
Мы рекомендуем провести глубокий анализ текущей ситуации с дебиторской задолженностью, оценить своих партнеров, и продумать дальнейший план действий.
Дебиторская задолженность — это задолженность заказчиков и покупателей перед вами. Она возникает, когда вы оказали услугу или поставили товары, а оплату пока не получили. Или перевели аванс, а товары вам не доставили. По факту, дебиторская задолженность – это бесплатный кредит на срок отсрочки платежа, который вы даете своим контрагентам. Это деньги, которые выведены из оборота, «заморожены». Дебиторка превратится в деньги, если контрагент исполнит свои обязательства перед вами, или нет, и тогда возможны финансовые проблемы для вашей компании.
Для начала выявим сомнительных контрагентов
Проанализируйте каждого дебитора – от самого мелкого до крупнейших:
Оцените вероятность возврата долгов по первой и второй группе дебиторов, если она низка, то подумайте о продаже этих долгов. Да, есть такие компании, которые с дисконтом покупают просроченную дебиторку. В среднем, дисконт для долгов без решения суда составляет 50%, с исполнительным листом – 30%.
По третьей и четвертой группе дебиторов можно подумать о переходе на факторинговое обслуживание. В этом случае, вы «продаете непросроченную дебиторку» факторинговой компании и взамен получаете реальные деньги в размере от 70 до 100%, а оставшиеся деньги факторинговая компания переводит вам после оплаты покупателем поставок. За услуги факторинговой компании и возможность пользования деньгами сразу, не дожидаясь окончания срока отсрочки платежа, вы оплатите небольшую комиссию. Кроме того, факторинговая компания возьмет на себя организацию процесса управления дебиторской задолженностью и взаимодействия с дебитором.
Мы рекомендуем вам всегда проверять благонадежность потенциальных дебиторов. Если вы планируете работать на условиях отсрочки платежа, а значит рисковать деньгами своей компании, то проявляйте должную осмотрительность при выборе потенциальных партнеров. Проверяйте контрагентов!
Сегодня мы расскажем вам о бесплатных сервисах, которые позволят изучить все сведения о потенциальном клиенте в открытых источниках:
Следите за нашими обновлениями – во второй части мы расскажем, как настроить или модернизировать систему управления дебиторской задолженностью, которая не только в кризис, но и в спокойные времена послужит на благо вашей компании.
Мы рекомендуем провести глубокий анализ текущей ситуации с дебиторской задолженностью, оценить своих партнеров, и продумать дальнейший план действий.
Для начала вспомним, что такое дебиторская задолженность и когда она появляется?
Дебиторская задолженность — это задолженность заказчиков и покупателей перед вами. Она возникает, когда вы оказали услугу или поставили товары, а оплату пока не получили. Или перевели аванс, а товары вам не доставили. По факту, дебиторская задолженность – это бесплатный кредит на срок отсрочки платежа, который вы даете своим контрагентам. Это деньги, которые выведены из оборота, «заморожены». Дебиторка превратится в деньги, если контрагент исполнит свои обязательства перед вами, или нет, и тогда возможны финансовые проблемы для вашей компании.
Начинаем внедрять кризисные меры в управлении существующей дебиторкой
Для начала выявим сомнительных контрагентов
Проанализируйте каждого дебитора – от самого мелкого до крупнейших:
- контрагенты, которые отказались платить – смело подавайте по ним претензии, иски в суд (сейчас это можно сделать посредством почты).
- контрагенты, которые обещают оплатить позже – здесь важно понять, когда именно позже, и почему не сейчас. Есть ли реальная невозможность оплаты сейчас, почему контрагент просит дополнительную отсрочку.
- контрагенты, которые пока платят, в т.ч. допуская небольшие просрочки.
- контрагенты, которые устойчивы и платят в срок.
Оцените вероятность возврата долгов по первой и второй группе дебиторов, если она низка, то подумайте о продаже этих долгов. Да, есть такие компании, которые с дисконтом покупают просроченную дебиторку. В среднем, дисконт для долгов без решения суда составляет 50%, с исполнительным листом – 30%.
По третьей и четвертой группе дебиторов можно подумать о переходе на факторинговое обслуживание. В этом случае, вы «продаете непросроченную дебиторку» факторинговой компании и взамен получаете реальные деньги в размере от 70 до 100%, а оставшиеся деньги факторинговая компания переводит вам после оплаты покупателем поставок. За услуги факторинговой компании и возможность пользования деньгами сразу, не дожидаясь окончания срока отсрочки платежа, вы оплатите небольшую комиссию. Кроме того, факторинговая компания возьмет на себя организацию процесса управления дебиторской задолженностью и взаимодействия с дебитором.
Работа с новыми контрагентами
Мы рекомендуем вам всегда проверять благонадежность потенциальных дебиторов. Если вы планируете работать на условиях отсрочки платежа, а значит рисковать деньгами своей компании, то проявляйте должную осмотрительность при выборе потенциальных партнеров. Проверяйте контрагентов!
Сегодня мы расскажем вам о бесплатных сервисах, которые позволят изучить все сведения о потенциальном клиенте в открытых источниках:
- fedresurs.ru - позволит узнать значимые изменения в деятельности компании. База содержит информацию, как о юридических лицах, так и об индивидуальных предпринимателях и иных субъектах экономической деятельности. Здесь вы можете узнать изменения в залогах и лицензиях, вступлении компании или исключении из СРО, намерении или факте обращения в суд с иском о банкротстве.
- посмотрите сайты судов и картотеки арбитражных дел и решений – есть ли иски к этой компании, какие процессы запущены. Посмотрите дела, в которых компания выступает в роли ответчика, проанализируйте причины и суммы. Не упускайте из внимания и дела, в которых компания выступает в роли истца. Больше всего вам должны быть интересны дела о возврате дебиторской задолженности – если компания не добьется возврата существенной суммы дебиторки, то это скажется на ее стабильности.
- на сайте судебных приставов fssprus.ru оцените уровень долговой нагрузки – изучите количество, сумму и срок давности исполнительных производств. Если исполнительные листы открыты давно и по ним нет решения, это сигнал для вас, значит компания испытывает сложности с платежеспособностью.
- в базе egrul.nalog.ru изучите изменения по компании. Важно обратить внимание на факты одновременной смены руководителя и владельца компании или смены адреса регистрации. Все вместе это может говорить о намерении компании свернуть свою деятельность. Также обратите внимание на записи о реорганизации – если речь идет про слияние, присоединение или выделение – это повод поговорить с контрагентом, такие способы часто используют вместе ликвидации компаний.
- на сайте налоговой службы nalog.ru проверьте наличие заблокированных счетов – если они есть, но нет крупных исков в арбитраже и открытых исполнительны листов, то ничего страшного, если же наоборот – то лучше избегать сотрудничества с этим контрагентом.
- проанализируйте историю работы компании на сайте госзакупок zakupki.gov.ru - изучите карточки контрактов, посмотрите историю исполнения. Обращайте внимание на все важные нюансы. Дополнительно можно позвонить заказчику по госконтракту и уточнить информацию о контрагенте, попросить оценить взаимодействие с ним.
Следите за нашими обновлениями – во второй части мы расскажем, как настроить или модернизировать систему управления дебиторской задолженностью, которая не только в кризис, но и в спокойные времена послужит на благо вашей компании.