Top.Mail.Ru
Поддержка самозанятых в 2025 году от государства - доступные меры помощи
Поддержка самозанятых в 2025 году
Главная / Блог / Поддержка самозанятых в 2025 году

Поддержка самозанятых в 2025 году

26 мая 2025
Самозанятый — это человек, который предоставляет населению определенный вид услуг, продает и официально платит налоги без статуса ИП. При этом ему не нужно отдельно перечислять НДФЛ или налог на прибыль.

Статус самозанятого доступен россиянам и гражданам Армении, Казахстана, Киргизии, Беларуси, Украины, проживающим на территории РФ.

Оформить его имеют возможность не только взрослые, но и дети с 14 лет. Для этого достаточно согласия родителей.

Самозанятые в России могут рассчитывать на финансовую поддержку, льготные кредиты, субсидии, микрозаймы, бесплатные консультации, торговые площадки.

Прочитав статью, вы узнаете:
  • Кто и зачем может стать самозанятым.
  • Какие подтверждающие документы необходимы для оформления.
  • Какая целевая помощь и на каких условиях предоставляется самозанятым от органов федеральной власти.

Давайте разберем каждый пункт по порядку.

Как появилась самозанятость?


В 2017 году Закон РФ разделил понятия ИП и самозанятого. С 2019 года государство запустило эксперимент. В программе приняло участие четыре региона:
  • Москва.
  • Московская обл.
  • Калужская обл.
  • Татарстан.

К 2020 году программа распространилась на всю страну.

Сколько платят самозанятые?


Размер выплаты зависит от типа заказчика:
  • 4% — если оплата перечисляется от физического лица.
  • 6% — если услуги самозанятого оплачивает компания.

Эти установленные ставки действуют до конца 2028 года.

Приведем пример. Репетитор Татьяна берет за урок 1000 рублей. При ставке 4% налоговая выплата составит 40 рублей. Если бы урок оплачивало не частное лицо, а фирма, то ставка была бы равна 6 процентов, то есть 60 руб.

Если самозанятый временно приостановил производство, продажи, то начислений не будет.

Зачем становиться самозанятым?


Самозанятыми могут стать предприниматели, у которых есть свое дело, нет наемных работников, прибыль не превышает 2,4 миллионов рублей в год.

Плюсы очевидны:
  1. Легальность. Всегда можно подтвердить свой заработок для банков, при получении визы.
  2. Защита от проверок. Не нужно бояться штрафов, блокировки счетов.
  3. Льготные кредиты. Можно получить финансирование в государственных МФО, поручительства в таких организациях, как Корпорации МСП, РГО. Во многих регионах действуют скидки на аренду торговых мест
  4. Гранты до 350 000 рублей. Если вы зарабатываете ниже прожиточного минимума, то можно получить государственную субсидию. Для этого нужно подать заявление в ближайшем МФЦ очно или через интернет.
  5. Полезные консультации. Центры «Мой бизнес» безвозмездно консультируют самозанятых по разным вопросам, в том числе по кредитованию, бухучету. Проводят очное, дистанционное обучение участников мероприятия по различным бизнес-темам. Узнать сведения о содержании программ можно через онлайн сервисы.
  6. Новые клиенты. Большинству компаний выгоднее работать с самозанятыми, чем нанимать штатных сотрудников.

Самозанятым могут быть не все. Есть исключения:
  • Продавцы чужого товара.
  • Посредники.
  • Торговые точки, продающие алкоголь, сигареты, лекарства.
  • Добытчики полезных ископаемых.
  • Госслужащие.
  • Нотариусы, адвокаты.
  • Арендодатели, сдающие нежилое помещение.

Исключением является сдача жилья. В этом случае владельцы могут платить НПД.

Самозанятым не требуется полностью концентрироваться на собственном деле.

Можно:
  • Работать по трудовому договору или договору ГПХ.
  • Вычитать НДФЛ с зарплаты.
  • Параллельно вести бизнес.

Есть важное ограничение. Работодатель не может выступать клиентом. Этот запрет сохраняется в течение двух лет после увольнения.

Таким образом, самозанятый может сочетать основную работу с предпринимательской деятельностью, но с определенными правилами взаимодействия с текущим или бывшим работодателем.

Как регистрировать?


Существует три разных способа:
  • Через «Мой налог». Потребуется скачать приложение, отсканировать паспорт, отправить актуальные сведения.
  • В личном кабинете на сайте Федеральной НС. Регистрация на сайте через инспекцию или портал Госуслуги.
  • В отделении банка или в банковском приложении. Его можно легко скачать по специальной ссылке. Некоторые банки, например, Сбербанк, Т-банк, добавили соответствующий раздел.

Начинать действовать можно сразу. Ждать решение, открывать отдельный банковский счет не требуется. Но лучше уведомить банк о переменах, чтобы избежать вопросов.

Расчеты происходят в соответствии с требованиями законодательства. Алгоритм очень простой:
  • Фиксируете каждую оплату в онлайн-приложении или ЛК ФНС.
  • До 12 числа следующего месяца вам приходит уведомление.
  • До 28 числа переводите конкретную сумму.

Декларацию подавать не нужно. Кассовый аппарат тоже не требуется. Приложение само формирует необходимые платежные документы, чеки.

Страховые взносы


Каждый сам решает, стоит их ему платить или нет, в зависимости от своих целей.

Есть два вида страховых взносов:
  • Медицинские. Часть НПД автоматически идет в ФОМС.
  • Пенсионные.

Если не вносить взносы, то стаж не начисляется.

Что делать заработок превысил 2,4 миллиона?


Если за год вы смогли заработать 2,4 млн. рублей, то статус самозанятого аннулируется. НДФЛ физлиц составит 13–22%. ИП выбирают другую систему налогообложения. В новом финансовом периоде можно снова зарегистрироваться.

Для того, чтобы отказаться от статуса, необходимо сняться с учета. Это можно сделать дистанционно в приложении или ЛК Федеральной НС. Не обязательно посещать представительство в своем субъекте РФ.

Самозанятость — простой способ официально заявить о своих доходах, получить выгодную субсидию на развитие бизнеса, пользоваться услугами соцзащиты, поддержкой правительства. Главное — следить за лимитами, знать и не нарушать условия.

На какую поддержку могут рассчитывать самозанятые?


Помощь самозанятым заключается в предоставлении кредитных льгот, грантов на развитие бизнеса, обучающих программ.

Для дополнительной мотивации предоставляется налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей, а также возможность добровольно формировать накопления для будущей пенсии.

Многие субъекты РФ предлагают собственные меры поддержки, включая скидки на аренду помещений, участие в госзакупках.

Налоговый вычет при регистрации

При оформлении, самозанятому предоставляется налоговый бонус размере 10 000 руб. Его можно использовать для уменьшения процентной ставки:
  • При работе с физлицами — 3 % вместо 4%
  • С юрлицами и ИП — 4% вместо 6%.

Разберем подробнее на конкретном примере. Самозанятый получил перевод 40 000 рублей от юридического лица. Его налог от продажи составит 6% — 2 400 руб. Но, благодаря бонусу, он заплатит не 6% а 4% — 1 600 рублей, а 800 руб. спишутся с бонусного лимита. Когда 10 000 руб. будут исчерпаны, условия станут стандартными.

Бонус начисляется автоматически. Использовать его можно только один раз. При повторной регистрации остаток сохранится, но новый бонус не дадут.

Социальный контракт 350 000 рублей

Субсидии — это финансовая поддержка, которая помогает начинающим бизнесменам запустить свое дело. В 2025 году одним из самых доступных вариантов остается социальный контракт. Самозанятым выделяется до 350 000 руб. на открытие или развитие дела.

Деньги можно потратить на:
  • Закупку оборудования;
  • Аренду коммерческой недвижимости;
  • Рекламу.

Условия:
  • Бизнес, получивший деньги, должен проработать минимум 2 г.
  • Доход за последние 3 месяца должен быть меньше прожиточного минимума.

Приведем пример. Ольга из Екатеринбурга печет торты, зарабатывает 13 000 рублей в месяц. Прожиточный минимум в ее области — 17 556 руб. Поэтому она может получить деньги на приобретение качественной духовки, ингредиентов.

Подать заявление на выплату можно через Госуслуги или местные центры занятости. Для этого потребуются:
  • Паспорт.
  • Справка о доходах.
  • Иногда могут попросить предъявить бизнес план.

Но даже при низком заработке ходатайство заявку могут отклонить, если:
  • У заявителя есть дорогое имущество, несколько квартир, новый автомобиль.
  • Бизнес-план предполагает перепродажу.
  • В семье уже есть действующий ИП или самозанятый.

Деньги, потраченные не по назначению, придется вернуть. Для того, чтобы получить субсидию в 2025 года потребуется сдать тест на предпринимательские навыки в центре «Мой бизнес», пройти обучение, защитить проект перед комиссией.

Срок рассмотрения заявки составляет от 10 до 30 дней.

Льготный кредит


В 2025 году, помимо соцконтракта, фермеры, занимающиеся ведением личного сельского хозяйства, разведением домашних животных в течение года и более, могут получить поддержку от государства до 200 000 рублей на закупку теплиц, скота, семян, любых других материалов.

Самозанятые могут открыть счет, взять кредит от 100 000 до 500 000 рублей под сниженные 7,5% годовых. Срок кредитования — до 3 л. Иногда местные власти предоставляют возможность отсрочки платежа.

Условия для получения заемных средств:
  • Отсутствие у плательщика просрочек по кредитам за последние 2 г.
  • Регистрация в том же регионе, где берется заем.

Подать заявку на кредит можно в региональном фонде поддержки предпринимательства. Понадобится паспорт, справка о доходах, подтверждение о постановке на учет.

Льготная аренда


До 2029 года самозанятые могут арендовать муниципальное имущество, без участия в торгах. Возможна поддержка в виде отсрочки арендной платы.

Самозанятым сдаются коммерческие, подсобные площади со скидкой. Например в Чувашии 1-й г. они платят 40% от стоимости, во 2-й — 60%, в 3-й — 100%. В Самарской области в 1-й г. — 40%, во 2-й — 60%, в 3-й — 80%, в 4-й — 100%.

Есть населенные пункты, где льготы не распространяются на юристов, ветеринаров, ломбарды. Написать заявление на получение льготы можно через «Мой бизнес» в своем регионе.

Бесплатные места на ярмарках


Самозанятые могут продавать товары на региональных ярмарках без арендной платы. На рынках для них резервируется до 60% мест.

Можно выставлять товары ручной работы, фермерскую продукцию. Стартапы, у которых еще не прошло 2 лет после старта бизнеса, могут снять офис по сниженной цене.

В Москве заявки принимают на mos.ru, в регионах анонсы публикуются на сайте «Мой бизнес».

Бесплатные или льготные коворкинги


Самозанятые могут реализовывать свои программы в коворкингах за символическую плату. К примеру, в Иркутске за 2 000 рублей в месяц.

За эту сумму предоставляются:
  • Рабочие места.
  • Переговорные комнаты.
  • Принтеры, канцелярия.

Есть и ограничения. Нельзя оказывать услуги, требующие специальных условий. К примеру, не разрешается делать маникюр, массаж. Уточнить основной перечень запрещенных услуг можно в местном центре.

Нематериальная помощь


Самозанятые в 2025 году могут рассчитывать на консультации, получение дополнительного образования.

«Мой бизнес» оказывает поддержку бизнесу в разных частях страны.

Помогает:
  • Составить бизнес-план.
  • Зарегистрировать товарный знак.
  • Выйти на маркетплейсы.

Также можно принять участие в госзакупках. В прошлом году малый бизнес выиграл более 20% торгов.

Дополнительные преимущества


Режим самозанятости — это полноценный формат ведения бизнеса для микро предпринимателей. Помимо отсутствия отчетности, возможности получить государственную поддержку, субсидию, кредит на выгодных условиях, у них есть еще несколько не очевидных, но важных преимуществ.

- Пенсионные баллы

Самозанятые получают больше баллов, чем индивидуальные предприниматели, которые считаются работающими пенсионерами. Если вы уже на пенсии, но продолжаете трудиться как самозанятый, то вашу пенсию будут индексировать, как у безработных.

- Упрощенные требования

Есть сферы, например, грузоперевозки, где самозанятые считаются физлицами, а не предпринимателями. Поэтому штрафы у них меньше.

Они не проходят обязательные медосмотры, медосмотры, которые являются обязательными для других категорий налогоплательщиков, юрлиц.

Подведем итоги


Самозанятые могут получить субсидию, поддержку от государства, оплачивать НПД по низкой ставке 4% с физических лиц, 6% с юридических лиц.

Оформить его можно с 14 л. при условии, что родители дадут согласие. Это доступно всем россиянам и некоторым иностранцам, проживающим в России.

Прибыль не должна превышать 2,4 млн рублей. Предпринимательскую деятельность можно совмещать с наймом. Но важно учитывать, что работодатель самозанятого не может быть его клиентом.

Оформление не занимает много времени. Зарегистрироваться можно через ЛК, приложение ФНС или при личном посещении банка. Расчеты происходят автоматически на основании подачи сведений о доходах, без заполнения формы деклараций.

Самозанятые не могут быть посредниками или продавать алкоголь, табак. При превышении лимита дохода СЗ аннулируется. После этого человек переходит на другую систему налогообложения.В 2025 г. самозанятые могут рассчитывать на поддержку государства, а именно:
  • Получить налоговый вычет 10 000 р.
  • Взять субсидию до 350 000 рублей по социальному контракту.
  • Оформить льготный кредит под 7,5%.
  • Арендовать помещение со скидкой.
  • Реализовывать свою продукцию на ярмарках без арендной платы.
  • Заниматься бизнесом в коворкингах.

Подробности, касающиеся субсидий, мер поддержки, корпоративных программ, уточняйте на Госуслугах или в центре «Мой бизнес».
Поделиться в соцсетях

Выберите ближайший филиал
Владикавказ
Волгоград
Воронеж
Дербент
Екатеринбург
Залукокоаже
Казань
Краснодар
Махачкала
Москва
Нальчик
Нарткала
Нижний Новгород
Пятигорск
Самара
Санкт-Петербург
Ставрополь
Сызрань
Тамбов
Тольятти
Тула
Уфа
Хасавюрт
Ваш город верно?
Написать письмо
Имя
Телефон
E-mail
Ваш город
Ваше сообщение
Заказать звонок
Имя
Телефон
Ваш город